Функциональные болезни кишечника

Функциональные болезни органов пищеварения, в том числе кишечника, являются одной из актуальных проблем современной гастро­энтерологии. Считается, что наличие у больного различных симптомов, свидетельствующих о гастроэнтерологических заболеваниях, но не подтверждаемых структурными и/или биохимическими изменениями, дает основание предполагать функциональный характер болезни.

Немаловажной является однотипность клинических проявлений функциональных болезней кишечника, хотя схожесть симптомов, в ос­нове которых лежат расстройства чувствительности и /или моторики желудочно-кишечного тракта, не абсолютна.

В соответствии с консенсусом «Рим — III, 2006» выделяют:

  • С1. Синдром раздраженного кишечника.
  • С2. Функциональное вздутие (метеоризм).
  • СЗ. Функциональный запор.
  • С4. Функциональная диарея.
  • С5. Неспецифическое функциональное кишечное расстройство.

Во внимание принимаются функциональные аноректальные расстройства (F), включающие недержание кала (F1), аноректальную боль (F2), расстройство дефекации (F3).

Консенсус выделяет функциональные расстройства системы пище­варения у детей, начиная с периода новорожденности до подростково­го возраста. Примечательно, что перечень функциональных нарушений кишечника у детей практически, за небольшим исключением, аналоги­чен таковым у взрослых.

Принципиально важным аспектом Римских критериев III является допустимость возможности развития воспалительных изменений сли­зистой оболочки кишечника, что объясняют неадекватной реакцией ки­шечной иммунной системы на микробную флору кишечника. Тем не ме­нее, краеугольными для функциональных нарушений кишечника как у взрослых, так и детей, являются биопсихосоциальные расстройства, в основе которых лежит взаимодействие двух основных патологических механизмов: психосоциального воздействия и сенсорно-моторной дис­функции, т.е. нарушения висцеральной чувствительности и двигатель­ной активности кишечника.

Одним из триггеров развития функциональных нарушений кишечни­ка является стресс, неблагоприятное действие которого может быть не­посредственным уже у детей раннего (до 3 лет) и дошкольного возрас­тов. С другой стороны, стрессовые ситуации и/или неблагоприятные со­бытия жизни, имевшие место в детском возрасте, могут быть отдаленны­ми, проявляясь у взрослых. Недаром как афоризм звучит: «Многие бо­лезни, включая органы пищеварения, начинаются в детском возрасте».

С клинических позиций оправдано выделение трех стелен — сти функциональных нарушений кишечника.

  • При легкой степени функциональных нарушений взрослые и дети (подростки, юноши) не имеют значительных психоэмоциональных отклонений. Лечебные мероприятия являются эффективными, хотя не всегда достаточно долговременными.
  • У больных со средней степенью тяжести обострения болезни провоци­руются ОРЗ или острыми кишечными инфекциями, физическими и нер­вно-психическими перегрузками, нередко существенными погрешно­стями в питании и т.п. Многие дети, особенно в подростковом возрасте, психологически неустойчивы. Проводимое лечение мало эффективно.
  • Тяжелая степень функциональных расстройств кишечника характеризуется выраженными психоэмоциональными отклонениями, вплоть до тревожного состояния, депрессии и др. Течение болез­ни прогредиентное, у большинства больных отсутствует эффект от проводимых лечебно-профилактических (.речь идет о третичной профилактике) мероприятий.

Помимо клинической значимости, установление степени тяжести функциональных нарушений кишечника, главным образом при синдро­ме раздраженного кишечника, важно при осуществлении рациональной фармакотерапии с определением наиболее эффективных лекарственных средств, включая использование антидепрессантов.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.